воровство в аптекеНе секрет, что в аптеках воруют! Очень широко распространено мнение о том, что воруют в основном покупатели, но по мнению экспертов на долю персонала аптечной организации приходится более 70% случаев воровства.

Иногда масштабы воровства достигают неимоверных высот и могут составлять  3-5% от оборота аптеки, что сравнимо с уровнем рентабельности. Нередко именно этот фактор приводит к финансовому краху организации.

[stextbox id="info" caption="info"]Статистика: для аптек с открытой выкладкой — до 2% от оборота, с закрытой — до 0,3%. [/stextbox]

Кстати, прямой ущерб от воровства с аптекой разделяет и покупатель, который переплачивает за приобретенный или оплачивает неприобретенный товар. В итоге покупатель уходит обманутым, что вредит репутации аптеки.  Данные репутационные потери очень сложно посчитать, но они могут быть значительными и сводить на нет все мероприятия по развитию аптеки.

Основные виды воровства сотрудников аптек

1. Манипуляции с кассовыми документами.

Происходят различные манипуляции с кассовыми и товарными чеками. Самыми распространенными злоупотреблениями являются: непробитие чека, аннулированный чек, фиктивный возврат товара, добавление к чеку лишнего товара, пропуски части товара в чеке.

Данные манипуляции с кассовыми чеками не оставляют следов в учетной системе, что делает борьбу с ними особенно сложной. Последствия могут быть выявлены только при инвентаризации в виде недостачи товара. При этом виновника установить практически невозможно. Методы борьбы с такими хищениями основаны на жесткой регламентации операций возврата и взаимном контроле сотрудниками друг друга.

2. Манипуляции с дисконтными картами.

Все дисконтные карты можно разделить на два вида: персональные и обезличенные. Персональные дисконтные карты содержат информацию о владельце в отличие от обезличенной.

Все персональные дисконтные карты, выдаваемые аптеками, учитываются в информационной системе аптеки, по ним ведется учет и статистика продаж. С обезличенными дисконтными картами все намного сложнее, так как отследить покупателя по ним практически невозможно.

Основные злоупотребления - это получение чужой скидки и незаконное предоставление скидки.

Важным помощником в борьбе с данным нарушением является установка информационного дисплея для покупателя, на котором отражаются все манипуляции работника первого стола с товаром на кассе.

3. Манипуляции с товаром.

Самыми распространенными злоупотреблениями являются: наклеивание на упаковку штрихкода от другого товара, сканирование упаковки от другого товара, подмена партий товара, искусственное создание бракованного товара.

Особо можно выделить продажу "левого" товара, т.е. реализацию через аптеку товара, закупленного сотрудниками неофициально, без ведома руководства. Эта ситуация возможна либо при полной бесконтрольности, либо при отсутствии программы учета товара (ведении так называемого суммового учета).

Как бороться с воровством сотрудников в аптеке?

Для борьбы с воровством в аптеке можно использовать следующие мероприятия:

1. Проверки кассовых чеков.

Проводятся сотрудниками службы безопасности на выходе из аптеки на предмет соответствия купленному товару.

2. Метод "нет чека — покупка бесплатна".

Данные метод борьбы надежен и совершенно беззатратен, в отличие от предыдущего. Контролером в данном случае выступает сам покупатель. Если даже он получит за непробитый чек свой товар бесплатно, то эта сумма может быть удержана с виновного.

3. Проверка двойной оплаты.

Анализ и проверка всех случаев двойной оплаты по банковским картам с определением круга причастных сотрудников.

4. Коллективная материальная ответственность.

Основная задача — заставить сотрудников контролировать друг друга. При наличии такого договора сотрудники несут солидарную материальную ответственность и в равной мере возмещают ущерб.

Трудность реализации такого подхода состоит в нецелесообразности (в связи с потерями от простоя) проведения полной инвентаризации при приеме и увольнении каждого сотрудника, которая бы гарантировала "справедливость" возмещения ущерба.

5. Определение порядка покупки и выноса товара из аптеки сотрудниками.

Это позволяет "закрыть" хищения товара из служебных помещений аптеки, в том числе через вывоз мусора и отходов, как распространенный способ выноса товара.

6. Наличие систем видеонаблюдения.

Система видеонаблюдения должна записывать действия не только покупателей в торговом зале, но и первостольников на рабочем месте, персонала в складских и подсобных помещениях, в особенности в местах потенциального выноса имущества (окна, двери).

7. Подбор персонала.

Тщательный подбор персонала позволит исключить соискателей, относящихся к группам риска: судимости, увольнения с предыдущих мест работы по подозрительным причинам и т.д.

 8. Учет товара на всех этапах его движения.

Зав.аптекой должен в режиме реального времени иметь возможность получить полную и достоверную информацию о местонахождении товара, его количестве, сроках годности, партии, цене.

Интересные статьи:

Кодеинсодержащие препараты в аптеке. Будет ли запр...
Транспортировка иммунобиологических препаратов
Робот в аптеке

Подпишитесь на обновление сайта по почте:

Прокомментировать

*

*