Планирование помещений аптечной организацииПравильное расположение торгового оборудования в аптечной организации — это залог развития аптечной организации. Данная тема актуальна как никогда!

Высокая конкуренция на фармацевтическом рынке заставляет аптеки искать все новые и новые способы привлечения клиентов.

Планирование помещений аптеки требует больших знаний психологии покупателей, мерчандайзинга, а также опыта.

Необходимо учитывать множество факторов, среди которых можно выделить:

  • Архитектуру здания в котором расположена аптека, а также расположение торгового зала аптеки;
  • Формат торговли (открытая, закрытая выкладка);
  • Конфигурация торгового оборудования, его площадь;
  • Маршрут потока покупателей;
  • Выявить сложные места в торговом зале.

Все помещения в аптеке должны быть максимально функциональны, то есть «должен работать каждый метр». В тоже время помещения аптеки должны быть удобны и для работников аптек и для покупателей товаров аптечного ассортимента.

Существуют следующие виды планировки торгового зала с точки зрения мерчандайзинга:

  1. «Торговая улица» или «Рыбная кость».
  2. Линейная планировка («Решетка»).
  3. «Жесткий трафик» или «Петля».

При любой форме работы аптеки у сотрудников должна быть своя рабочая зона обслуживания клиентов, которая должна быть функциональной и удобной. Рассчитывают ее по следующей формуле:

Sобслуживания посетителей = длинна фронта прилавка*глубину рабочего места

Глубина рабочего места первостольника складывается ширины прилавка, ширины торгового оборудования для выкладки товара и величины прохода между ними.

Оптимальный размер прохода между оборудованием в торговом зале (стеллажи, гондолы) должен составлять 130-140 сантиметров. А оптимальная величина прохода в рабочей зоне у работника перового стола должна составлять 90-120 сантиметров. Если уменьшить данное расстояние, то первостольнику будет просто напросто тесно, если увеличить, то работники аптеки будут больше уставать.

Планирование торгового зала аптеки

Как показала практика, 85% площади торгового зала должно приходиться на зал обслуживания, а 15% - на зону расчета с покупателями (прикассовая зона). В торговом зале не должно быть слишком много свободного места, особенно это относится к центральной части торгового зала и к периферии. Исключение из этого правила — это зона слева от входа в аптеку, так как с точки зрения зонирования торгового зала она является «ледяной».

При расстановке торгового оборудования старайтесь «золотыми» пропорциями расстановки оборудования:

Куст. = Sуст./S

Kуст. - коэффициент установочной площади.

Sуст. - сумма площадей всех установочных площадей всего оборудования;

S – общая площадь торгового зала аптеки.

Данный коэффициент должен находится в пределах 0,25-0,35

Оборудование необходимо расставлять соблюдая правила «золотого треугольника»

«Золотой треугольник» - вход в аптеку, касса и витрина с самым ходовым товаром должны быть максимально удалены друг от друга.

золотой треугольник

Такое расположение товара «заставляет» покупателей в поисках нужного товара пройти через всю аптеку и попутно сделать незапланированные покупки.

Для аптек с открытой выкладкой рекомендуется использовать другое правило - «правило платиновой петли».

«Правило платиновой петли» - траектория движения покупателей представляется в виде овала, проведенного через точку основной витрины и точку входа в аптеку.

Обобщим и приведем некоторые тезисы расстановки торгового оборудования в аптеке:

  • Оптимальное соотношение ширины прохода и высоты торгового оборудование должно составлять 3:4;
  • Проход между стеллажами должен составлять 150 см, необходимый для прохода двух человек с корзинками;
  • Минимальная величина прохода между стеллажами должна составлять 87,5 си, необходимая для прохода одного человека с корзинкой;
  • Для того чтобы нагнуться к товару на нижней полке человеку необходимо пространство в 1 метр;
  • Таким образом, можно сделать выводы о том что оптимальная величина прохода между стеллажами составляет — 1,4-1,8 м.

Интересные статьи:

Наружная реклама в аптеке
Этичная реклама?
Мерчандайзинг в аптеке

Подпишитесь на обновление сайта по почте:

Прокомментировать

*

*