Адаптация работников аптеки

0

адаптация сотрудников в аптекеАдаптация работников это своего рода приспособление работников к содержанию и условиям труда, социальной сфере.

Выделяют три вида адаптации: профессиональную, социально-психологическую, психофизиологическую.

Профессиональная адаптация заключается прежде всего в активном освоении профессии, ее тонкостей, специфики, необходимых навыков, приемов технологий, способов принятия решений в стандартных ситуациях. Новичка направляют на курсы, а более предпочтительно - прикрепляют наставника - опытного специалиста.

Психофизиологическая адаптация к условиям труда, режиму работы и отдыха, а также прочим условиям особых сложностей не представляет и в большей мере зависит от здоровья человека, его естественных реакций, характеристики условий работы.

Социально-психологическая адаптация к коллективу может быть связана с немалыми трудностями, особенно для руководителей.

Может иметь место несоответствие руководителя и новых подчиненных по уровню. Ненахождение общего языка. Обманутые ожидания быстрого успеха и др.

Более приемлемым считается подход, базирующийся на  научении поведению. Выделяют три типа научения поведению:

1-й тип научения поведению - связан с рефлекторным поведением человека. Например, руководитель заходит в отдел, когда он чем-то недоволен, раздражен  намерен сделать выговор. Тогда всякое его появление вырабатывает у подчиненных условный рефлекс - скрыться с глаз.

2-й тип научения поведению - поведение основано на том, что человек делает выводы из последствий своего предыдущего опыта, осознанно корректирует и меняет свое поведение. Если человек видит, что его поведение приводит к благоприятным последствиям, то он стремится его повторить. При негативных последствиях пропадает желание вести себя таким образом. Т.е. поведение человека задается сознательным Осмыслением результатов предыдущего поведения.

3-й тип научения поведению - обучение на основе наблюдения чужого поведения, перенимая полезное и отказываясь от отрицательного.

Все три типа научения поведению должны учитываться руководством  но исключительно важную роль в процессе целенаправленного формирования поведения человека в организации играет 2-й тип.

Чему учится человек в организации, какие стороны его поведения корректируются в процессе научения?

1. Человек изучает свою функциональную роль - что, как выполнять  с кем коммуницировать, какие результаты его работы оцениваются, за что идет вознаграждение.

2. Человек учится выполнению формально-процедурных действий  заполнение формуляров документов, приход и уход с работы и др.

3. Человек учится правильно понимать и занимать свое место в организации. Он узнает существующие в организации цели, ценности  нормы, сложившиеся на их основе неформальные группы и отклонения, учится кому доверять, на кого полагаться, кого опасаться  с кем иметь отношения, как правильно вести себя с коллегами и руководством.

4. Человек учится тому, как решать собственные задачи в организации, как добиваться своих целей.

Как добиться определенных поощрений, вознаграждений, сделать карьеру, как избегать рискованных действий и т.д.

Научение поведению происходит достаточно эффективно, если руководитель осуществляет компенсацию, оценивая действия и усилия человека.

Выделяют 4 различных типа компенсации, которые приводят либо к закреплению, либо к отказу от предшествующего поведения.

1-й тип - положительная компенсация (вознаграждение) используется руководством для закрепления желаемого поведения. Важно  чтобы вознаграждение следовало за желаемым поведением, чтобы подчиненный знал, за что он получил его.

2-й тип - отрицательная компенсация. Реакция на нежелательное поведение должна быть быстрой и такой же острой на измене­ние поведения в сторону улучшения.

3-й тип - наказание (штраф, замечание, депремирование) за нежелательное поведение. Это менее действенный способ, т.к. мо­жет привести к косвенным негативным последствиям (обида на наказавшего, потеря интереса к работе и т.д.)

4-й тип - непоошрение нежелательного поведения. Если ранее человек, получивший поощрение за какие то действия, перестанет получать его за те же действия, потому что они нежелательны в конкретной ситуации, то он начнет избавляться от них. Например, молодой человек в институте поощрялся за активное участие в семинарах и комментариях по поводу выступления коллег, В аптеке он будет вмешиваться во все обсуждения и давать свои комментарии и оценки заявлениям других. Если на это не обращать внимание, то он перестанет это делать.

Таким образом, человек, опираясь на свой опыт, адаптируется к организационному окружению, меняя свое поведение. Коллектив и руководитель могут активно воздействовать на этот процесс. На руководителя аптеки возложена обязанность управлять- трудовыми ресурсами аптеки.

Подпишитесь на обновление сайта по почте:

Прокомментировать

*

*