Контроль как функция в менеджменте

0

контроль в менеджментеКонтроль как функция в непрерывном, час­то неопределенном процессе управления позволяет руководству определить, достигло ли оно своих целей, обнаружить собственные ошибки, определить, когда организация должна подправить, подкорректировать свою деятельность в связи с собственными ошибками или изменениям внешней ситуации.

Контроль в менеджменте начинается с момента, когда сформулированы цели и задачи и создана организация. Планы и организационные струк­туры — это лишь картина будущего. Множество разнообразных обстоятельств может помешать реализации задуманного: измене­ние законов, социальных ценностей, технологии, условий конкуренции, поведения людей — исполнителей, намеченных целей и задач.

Существуют три вида контроля: предварительный, текущий и заключительный, имеющие одну и ту же цель — способствовать наибольшему приближению фактически получаемых результа­тов к запланированным. Разнятся они только временем их про­ведения.

Предварительный контроль в менеджменте осуществляется до фак­тического начала работ и заключается в проверке наличия в организации своевременно доводимых до подчиненных четких должностных инструкций, квалифицированных специалистов в аппарате. Если все это существует в организации, то увеличивается вероят­ность того, что организационная структура будет работать, как задумано.

Текущий контроль в менеджменте осуществляется в ходе проведения работ в виде регулярной проверки руководителем деятельности подчиненных  обсуждения возникающих проблем и предложений по усовершенствованию работы. Это позволяет исключить отклонения от намеченных планов и инструкций.

Заключительный контроль в менеджменте осуществляется по завершении контролируемой деятельности, фактические результаты сравниваются с требуемыми. Заключительный контроль дает информацию, необходимую для планирования, если аналогичные работы предполагается проводить в будущем, но уже с учетом положительных и отрицательных моментов производственного процесса  Вместе с этим данные заключительного контроля могут быть использованы для мотивации сотрудников и увязывания вознаграждения с результативностью работ.

Схема функции контроля в классическом менеджменте состоит из трех этапов: выработки стандартов, сопоставления с ними реальных результатов и принятия необходимых корректирующих действий.

1. Установление стандартов.

Все стандарты, используемые для контроля, выбираются в соответствии с многочисленными целями и стратегией организации. Общие характеристики стандартов — это объемные и временные рамки, в которых должна быть выпол­нена работа, и критерии оценки степени выполнения работы. Определенный показатель, который должен быть достигнут за определенное время (например, за год) называется показателем результативности.

Сопоставление достигнутых результатов с установленными стандартами.

На этом самом трудном и дорогостоящем этапе измеряют результаты, что позволяет установить, насколько удалось соблюсти установленные стандарты, используют единицы измерения  1 %, 1 ед., 1 балл. При этом устанавливается необходимая периодичность и глубина контроля, например, фармацевтические фирмы подвергают полной (глубокой) проверке отдельные вы­борки (образцы) лекарств из каждой партии, проводят измерения настолько часто, чтобы обеспечить высокую вероятность безопасности покупателей. В большинстве организаций крупные инвентаризации проводят один раз в полгода или год. Более оперативны, точны и экономичны проверки с использованием для контрольных измерений компьютеров.

Не менее важной частью второго этапа контроля является передача информации и ее оценка. Чтобы система контроля дей­ствовала эффективно, следует обязательно доводить до сведения работников организации как стандарты, так и достигнутые результаты  При этом необходимо, чтобы устанавливающие стандарты были уверены в правильном их понимании исполнителями  Заключительная стадия второго этапа — оценка информации о результатах в целях принятия решения о необходимости изменений.

3. Принятие корректирующих действий.

Это третий этап контроля  имеющий результатом одну из линий поведения: ничего не менять, устранить отклонение, пересмотреть стандарт. Если результаты контроля показали, что фактические показатели не соответствуют стандартам, то несущественные отступления от стандарта не требуют его пересмотра. Если отступления существенны, то такое положение может быть связано, чаще всего  с нереальностью планов, а пересмотра, корректировки требуют, прежде всего, планы и вместе с ними стандарты.

Подпишитесь на обновление сайта по почте:

Прокомментировать

*

*